Потребности историко-философского порядка

Потребности историко-философского порядка

Большое место уделял В.И. Ленин проблеме ценностей в 90-е годы XIX века, что нашло свое отражение в его работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Потребности историко-философского порядка (как и вообще потребности) обязательно осознаются, что, однако, не исключает того, что складываются и выдвигаются они объективно, в соответствии с социальным и идеологическим развитием общества. Именно так оценивает Ленин, с точки зрения идеологических потребностей, в «Материализме и эмпириокритицизме» значение борьбы Дидро против берклианского субъективизма, фейербаховской критики Канта «слева», борьбы Чернышевского против неокантианцев и предтеч махизма.

Ленин, вообще придававший субъективному фактору в общественной — в том числе идейной — жизни весьма большое значение, обращал внимание и на роль субъекта в оценке историко-философских явлений. «Возьмем хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность,— говорил Ленин. «Возьмем хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность,— говорил Ленин.

Как ее может оценить человек, совершенно невежественный и темный? Он, вероятно, скажет: „Ну, что же, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился”».

И далее Ленин показывает, что такая оценка может быть вызвана не только невежеством, но и сознательной реакционностью.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: